У многих людей, которые пытаются устроиться на работу, возникают проблемы с указанием ключевых навыков в резюме. Примеры умений, которые стоит перечислить в этом пункте, зависят от специфики профессии. Их перечень очень сильно отличается у работников разных сфер и может включать в себя почти всё, начиная от знания языков и заканчивая починкой важного оборудования.
Группы навыков
Содержание:
Существует несколько групп профессиональных навыков, которые руководители и специалисты по подбору кадров ценят в потенциальных сотрудниках. Их можно поделить на четыре большие группы:
- Коммуникация. Сюда относится умение вести переговоры, общаться с клиентами, убеждать, решать конфликты и спорные ситуации, представлять товары и услуги предприятия в выгодном свете, а также грамотная устная и письменная речь. Навыки из этой группы необходимы любому рабочему, который будет часто взаимодействовать с людьми, ведь именно от отношений с ними часто зависит очень бо́льшая доля успеха. Коммуникативные умения больше всего нужны педагогам, менеджерам, продавцам-консультантам, работникам в сфере услуг и руководителям.
- Организация. Умение правильно распределить рабочую силу и финансы больше всего нужно директорами и прочим руководителям. Тайм-менеджмент, умение концентрироваться сразу на нескольких делах, планирование и ведение проектов будет полезно почти всем, но больше всего важно менеджерам, юристам и представителям подобных профессий.
- Лидерство. Руководство людьми, грамотная организация их совместной деятельности, навыки мотивации, поощрение корпоративного духа и преданности. Такие умения являются ключевыми для людей на руководящих должностях.
- Прикладные навыки. Самая многочисленная и важная группа навыков, характеризующая умение делать свою работу на практике. Сюда относится знание законов и ГОСТов, владение различными методиками и техниками в своей профессии, делопроизводство, иностранные языки, работа за компьютером, обращение с любым оборудованием или программами.
Большинство профессий требую комбинации навыков из нескольких групп. Практика показывает, что при приёме на работу очень важны практические и прикладные умения, которыми многие соискатели пренебрегают в своих резюме.
Руководящие должности
Специфика умений, которые должны быть в компетенции у директоров, зависит от сферы их работы и списка должностных обязанностей. Но есть навыки, которые будут полезны для всех руководителей. Некоторые из них:
- убеждение сотрудников;
- способность мотивировать людей;
- делегирование полномочий и прав;
- хорошо развитое стратегическое мышление и умение предугадывать долгосрочные последствия своих действий;
- критическое мышление и умение объективно оценивать ситуацию;
- ведение переговоров;
- подбор персонала, его обучение и подготовка к работе, контроль за деятельность работников;
- управление ресурсами — как деньгами, так и временем, репутацией и рабочей силой;
- разрешение конфликтов;
- прогнозирование;
- организаторские способности;
- умение воспитать в рабочих преданность и корпоративный дух;
- нестандартное мышление при поиске идей и принятии управленческих решений;
- работа с ПК;
- знание языков.
Экономические профессии
В резюме экономиста важно описать все навыки, которые показывают грамотность соискателя в этой сфере. К ним относятся такие умения:
- работа с компьютером и владение специализированными программами для сбора статистики и составления отчётов;
- сбор и анализ данных о работе компании;
- экономический анализ;
- знание иностранных языков с указанием их специфики и уровня;
- умение работать со счетами физических и юридических лиц в банках;
- планирование, контроль и выполнение платежей;
- учёт расходов и доходов;
- работа со статистикой и отчётами, их анализ и сравнение;
- оценка экономической эффективности предприятий;
- документальное оформление денежных операций, заключение договоров;
- ведение экономической отчётности в соответствии с правилами компании.
Менеджеры и управляющие
Работа менеджера охватывает множество областей: есть специалисты по продажам, управлению, набору и обучению персонала, закупкам сырья и так далее. Список навыков представителя каждой из этих профессий может существенно отличаться, но в основном им нужна способность общаться и работать с людьми. Образцы навыков, которые можно указать в резюме:
- решение споров с возможностью удовлетворить все стороны;
- улаживание конфликтов;
- умение работы с компьютером;
- способность быстро и точно обрабатывать большое количество информации;
- делопроизводство;
- навыки пиара, умение преподнести товар в выгодном свете и продать его;
- работа с различным офисным оборудованием;
- хорошо поставленная речь и ораторское мастерство;
- знание рабочей, корпоративной и профессиональной этики, общение в соответствии с ней;
- ведение переговоров как в устной, так и в письменной форме;
- умение выстроить стабильные партнёрские отношения с поставщиками, покупателями, клиентами, работниками;
- анализ текущей ситуации на рынке и корректировка деятельности компании в соответствии с ней.
Инженерные рабочие
Тем, кто занимает должности инженеров, пригодятся в основном прикладные навыки и знания по профессии. Список нужных им умений включает в себя:
- составление и чтение чертежей различной сложности;
- знание специфики строения и работы разных механизмов и деталей;
- разработка проектов и их воплощение;
- организация и управление процессами строительства и ремонта;
- работа с компьютером, опыт использования специализированных программ, таких как AutoCAD;
- ознакомленность с нормативными актами и документацией, которая касается инженерного дела;
- составление различных договоров и соглашений с клиентами;
- контроль за качеством производства;
- работа с технической и тендерной документацией.
Учителя и воспитатели
Работникам педагогической сферы для приёма на работу нужны не только личные качества, но и довольно специфические навыки работы с детьми. Некоторые из них:
- ознакомленность с различными методиками обучения;
- способность практического применения современных педагогических техник;
- опыт работы с детьми, воспитательные навыки;
- способности к организации и планированию событий;
- умение заинтересовать и мотивировать;
- эффективные навыки коммуникации с детьми;
- наличие знаний по своему предмету, эрудированность;
- опыт репетиторства или индивидуальных занятий;
- уметь объяснить сложные вещи понятными словами;
- контроль над группой;
- организация рабочего процесса;
- захват и удержание внимания группы людей на чём-либо;
- построение уважительных отношений с учениками.
Бухгалтерская деятельность
Как в случае со многими профессиями, подробный список необходимых умней для бухгалтера может меняться в зависимости от конкретной сферы деятельности. Некоторые из универсальных навыков, которые должен приобрести кандидат на эту профессию:
- ведение расчётов, их сверка;
- работа с системой «Клиент-банк»;
- составление и сдача отчётности за разные периоды времени;
- знание сторон законодательства, которые связаны с профессией;
- умение работать с бухгалтерскими проводками;
- инвентаризация;
- планирование, принятие решений и предугадывание их последствий;
- работа с документами;
- ознакомленность с налоговым и бухгалтерским учётом;
- знание принципов расчёта заработной платы, больничных, отпускных, премий и прочего;
- перечисление денег на счета сотрудников и партнёров.
Специалисты по общению с клиентами
В эту группу профессий входят самые разные должности, начиная от официантов и продавцов-консультантов и заканчивая работниками на ресепшене. Примеры профессиональных навыков и умений для резюме таких работников:
- широкая база знаний о товарах и услугах в своей области, умение описать и выгодно представить их клиенту;
- опыт общения с людьми и успешных продаж;
- беспроблемное восприятие и анализ больших объёмов информации;
- умение выслушать и дать актуальный и компетентный совет клиенту;
- навыки обслуживания людей, умение сохранять профессиональную вежливость в сложных или стрессовых ситуациях;
- грамотный тайм-менеджмент;
- знание иностранных языков;
- умение вести деловую переписку;
- нестандартное мышление и умение выходить из сложных ситуаций;
- хорошо поставленная речь, развитая дикция, навыки устного общения.
Адвокаты и юристы
К сотрудникам правового отдела специалисты по работе с кадрами предъявляют довольно чёткие требования в плане специальных умений. Список ключевых навыков для представителей профессий, которые связаны с законом:
- знание законодательства и правовых норм;
- понимание принципа работы судебной системы;
- быстрое усвоение информации, способности к её анализу;
- опыт в судах и выигранные дела;
- коммуникативные навыки, умение убеждать людей в своей правоте;
- обработка и анализ информации в правовых документах;
- использование электронных правовых баз;
- знание специализированных и общих компьютерных программ;
- составление и заполнение правовых документов;
- способность строить доверительные отношения с клиентами;
- иностранные языки на уровне свободного владения со знанием специфических юридических терминов;
- организаторские навыки, способности к планированию и предугадыванию;
- урегулирование конфликтов для успешного решения досудебных споров;
- опыт в общении с клиентами и сотрудниками правовых органов.
Водители автомобилей
Ключевое требование к водителю — наличие стажа, который он накопил. Прочие требования к кандидатам на эту работу:
- наличие прав необходимой категории;
- опыт вождения;
- знание маршрутов по городу и окрестностям;
- ознакомленность с правилами дорожного движения;
- умение проводить мелкий ремонт транспортного средства и ухаживать за ним;
- умение оформления документов и знание правил при пересечении границ, перевозке грузов, вождении пассажирского транспорта и так далее.
Общие советы
Распространённая ошибка многих соискателей — указание персональных качеств в графе для профессиональных навыков в резюме. Этого делать не стоит. В пункте с ключевыми умениями должно быть расписано всё то, что характеризует кандидата как работника, а не как человека. Иногда в нём можно указать социальные и коммуникативные навыки, но не черты характера. Например, можно написать об умении человека решать споры, работать с недовольными клиентами и выбираться из кризисных ситуаций с наименьшими потерями, но не о его природной неконфликтности.
Другая частая ошибка соискателей — это обобщение своих умений. Например, такие фразы, как «управление персоналом», «контроль за вашими продажами» или «умение обращаться с оборудованием» почти ничего не говорят специалистам по работе с кадрами.
Их нужно заменить на более конкретное описание. Например, указать точный список приборов и операций, которые соискатель может выполнять с ними.
Самые важные для работы навыки нужно указывать первыми, затем дополнять их второстепенными. Это даст специалистам понять, что соискатель — компетентный работник, который понимает приоритеты, и увеличит шансы на дальнейшее рассмотрение резюме, а значит, и принятие кандидатуры. Умения, которые не относятся к выбранной профессии, лучше не указывать вообще, даже если они считаются полезными.
Лаконичность — ещё одно важное требование к списку навыков. Ключевой момент состоит в том, чтобы дать работодателю понять, что соискатель является квалифицированным специалистом, но сделать это кратко и ёмко. Слишком большой список способностей и достижений иногда бывает причиной отказа в приёме на работу: у кадровиков может сложиться впечатление, что кандидат на рабочее место изучал все умения поверхностно или врёт о них.
Чтобы самостоятельно составить хорошее резюме, необходимо правильно заполнить графу о профессиональных умениях. Их список зависит от профессии и может сильно меняться. Навыки кандидата являются одним из самых важных критериев при приёме на работу, потому их не стоит оставлять без внимания в анкете соискателя.