Кликайте и смотрите видео прямо сейчас!

Консультационные услуги от консалтинговых компаний

Услуги консалтинговых компаний заключаются в платном консультировании владельцев бизнеса, индивидуальных предпринимателей и прочих руководителей по экономическим, юридическим, коммерческим, технологическим и другим вопросам. Их цель — помочь системе управления достичь своих целей, будь то оптимизация производства, увеличение прибыли или повышение других показателей работы.

Консалтинговая компания

История развития

Первую в миру организацию, которая предоставляла услуги консалтинговых компаний, создал химик Артур Литт в 1886 году. Она специализировалась на консультировании руководителей по техническим вопросам, таким как оптимизация работы цехов, снижение расходов на производство, анализ деятельности заводов и фабрик и повышение их эффективности. С развитием индустриального прогресса количество подобных фирм стремительно увеличивалось.

Финансовый кризис

В тридцатых годах, после окончания всемирного финансового кризиса, услуги консалтинговых организаций получили признание и начали быстро распространяться по миру. В России они впервые начали появляться в девяностых годах. Это было связано не только с экономическим состоянием страны, но и со сменой политического режима в ней. Открылась дорога бизнесу, стало появляться множество неопытных руководителей. Из-за этого консультирование стало очень востребованным. Со временем в Россию пришли и крупные иностранные фирмы, что стало новым шагом в развитии направления.

Цели и задачи

В понятие консалтинга входит не только предоставление руководству советов и рекомендаций по ведению бизнеса, но и аналитика деятельности компании, изучение её финансовых возможностей и перспектив. Задачи консультационных компаний заключаются в следующем:

Цели

Задачи

  • составление рекомендаций по повышению производительности;
  • формирование стратегии маркетинга;
  • анализ положения бизнеса и выявление текущих и потенциальных проблем;
  • разработка решений по улучшению и дополнению технических процессов;
  • проверка документации;
  • помощь в реорганизации структуры компании;
  • контроль за процедурой слияния нескольких фирм;
  • помощь в выходе из кризиса и восстановлении платёжеспособности;
  • разработка бизнес-планов;
  • составление финансовых прогнозов;
  • обучение кадров, составление инструкций и методических пособий для них;
  • консультирование руководства по юридическим вопросам при покупке недвижимости, внесении инвестиций, заключении крупных сделок и так далее.

Новые идеи

Консалтинг необходим в случаях, когда организации нужна объективная и независимая оценка деятельности с последующими рекомендациями по ведению бизнеса и улучшению эффективности работы. Чаще всего это такие ситуации:

Расширение бизнеса

  • компании нужны новые идеи;
  • текущим экспертам фирмы не хватает опыта и знаний;
  • среди руководителей бизнеса нет согласия по важному вопросу и для поиска объективно лучшего варианта требуется внешний совет;
  • руководству не хватает ресурсов чтобы завершить текущий проект;
  • компании необходим специалист, который станет связующим звеном между уровнями и подразделениями;
  • фирма разрабатывает новый крупный проект, но у текущих кадров не хватает знаний для его полноценной реализации;
  • бизнес недавно был расширен, ему нужны новые эксперты, но для их обучения нужно время и средства, потому их временно заменяют сотрудники консультационной фирмы.

Организации, предоставляющие услуги консалтинга, охватывают множество сфер предпринимательской деятельности и сотрудничают сразу с несколькими фирмами.

Это удобно, поскольку руководители могут решать все интересующие вопросы с одной организацией, а не нанимать разных специалистов отдельно.

Принципы работы

Деятельность консалтинг-компаний проходит в несколько этапов. Она направленна на поиск и осуществление определённой задачи или проблемы. Основные шаги:

Консультирование

Разработка решений

Расчет и оплата

  1. Первичное консультирование, составление и заключение договора. На этом этапе заказчик признаёт наличие проблемы, которую он не может решить самостоятельно. Получив предварительную консультацию и оценку, он заключает договор, в котором указаны все права и обязанности сторон, сроки, услуги, цены и прочая необходимая информация.
  2. Сбор информации. На этом этапе сотрудники фирмы по консалтингу получают и анализируют все необходимые данные, нужные для определения характера проблемы, её серьёзности и причин. Это необходимо для составления плана дальнейших действий.
  3. Разработка решения. Основной этап, который составляет бо́льшую часть консалтинговой деятельности. Сотрудники фирмы, установив причину и характер проблемы, разрабатывают инструкции для руководства по её решению.
  4. Выполнение плана решений и контроль за его осуществлением. Все указанные консультантами пункты должны быть выполнены под их контролем. В процессе возможна также выдача новых инструкций и дополнительное обучение кадров предприятия.
  5. Оценка результатов. Её можно дать только спустя некоторое время, когда деятельность фирмы перестроится и она начнёт работать после внесения изменений. Оценку проводит руководитель компании-заказчика совместно с консалтинговой фирмой.
  6. Расчёты и оплата. Обычно стоимость услуги прямо пропорциональна её эффективности. Потому расчёт и перевод средств выполняется только после объективного анализа полученных результатов.

Консалтинговые компании подбирают лучшие решения на основе своего опыта и действующих законов. Их деятельность не должна быть ограничена неформальными правилами и традициями фирмы-заказчика. Основная ценность мнения сотрудников таких организаций заключается в объективности и непредвзятости.

Формы консалтинга

Задачи, которые приходится решать консультантам, сильно варьируются, начиная от получения оценки деятельности бизнеса и заканчивая составлением подробных пошаговых бизнес-планов по увеличению прибыли. В соответствии с запросами клиентом, можно выделить пять видов услуг консалтинговой фирмы:

Аналитика

Прогнозирование

Сотрудничество

  • Аналитика. Изучение всех аспектов деятельности предприятия, возможностей для его роста и расширения с учётом текущей ситуации на рынке, преимуществ и недостатков в сравнении с конкурентами.
  • Прогнозирование. Поиск перспективных направлений для развития фирмы-заказчика, составление прогнозов его развития. Оценка прибыли и рисков при работе над новыми проектами. Консалтинговый прогноз должен быть основан только на статистике, цифрах и объективных фактах, а не предугадывании и домыслах.
  • Консультации. Основной вид деятельности. Советы и планы по решению любых проблем и задач, начиная с технологической оптимизации производства и закачивая оформлением документов.
  • Ревизия деятельности. Независимая проверка и объективная оценка текущей деятельности предприятия. Анализ эффективности работы разных отделов и целесообразности текущих правил и решений.
  • Прямое сотрудничество и участие в деятельности. Консультанта приглашают не только для оценки и дачи рекомендаций, но и для непосредственного воплощения одного из проектов компании. Обычно он выполняет задачи, где необходим опытный эксперт в какой-либо сфере деятельности — например, ведение судебного процесса или разработка нового программного обеспечения. Часто консультантов также нанимают для обучения персонала и подготовки новых кадров.

Специалисты по консалтингу могут взяться за разные задачи. Но в любом виде своей работы они руководствуются только объективными и научно обоснованными данными, использование которых направлено на эффективное решение задачи клиента.

Сферы деятельности

Все формы консалтинга можно разделить на виды, которые отличаются по охватываемой сфере задач. Всего существует 8 из них:

Управленческая деятельность

Финансовая деятельность

Сотрудники

Обучение

  • Управленческий. Его основная задача — поддерживать стабильное положение предприятие на рынке и повышать его основные показатели. Это достигается за счёт поиска проблем, мешающих работе фирмы, и их устранения на стадии зарождения. Кроме того, консультанты по управленческим вопросам разрабатывают общую стратегию бизнеса, различные методики и планы по повышению прибыльности, созданию сильной клиентской базы, получению конкурентного преимущества, улучшению эффективности взаимодействия между отделами и подразделениями и так далее.
  • Финансовый. Консультанты, работающие в этой сфере, специализируются на повышении прибыльности бизнеса. Они разрабатывают техники и дают советы по управлению расходами и доходами, страхованию, налоговой оптимизации, распределению ресурсов и затрат. Кроме того, к финансовому консалтингу относится аналитическая деятельность, например, оценка срока окупаемости вложений или расчёт финансовых рисков проекта.
  • Юридический. Сюда входит поиск и решение проблем компании и её руководителей с законом, а также их предотвращение на стадии зарождения. Составление документации, помощь с авторским правом, заключение крупных сделок и актов, легальное трудоустройство рабочих и другие подобные проблемы могут стать поводом нанять консультанта.
  • Кадровый. Консалтинг по работе с сотрудниками компании. Специалисты по нему решают проблемы со взаимодействием разных отделов фирмы, оценивает рабочий состав, подбирают новых сотрудников, улаживают конфликты и споры, разрабатывают системы мотивации персонала и так далее.
  • Инвестиционный. Консультанты помочь составить план инвестиций, провести анализ предложений и найти самое выгодное из них, помочь выбрать брокера, провести консультации по рациональному распределению финансов.
  • Бухгалтерский. Заключается в помощи с ведением учёта, оформлением отчётной документации, анализе прибыльности предприятия, определении основных источников доходов и расходов.
  • Обучающий. Подготовка сотрудников, проведение различных курсов, семинаров и тренингов, составление инструкций, руководств и методической документации.
  • Компьютерный или IT-консалтинг. Заключается в улучшении показателей компаний за счёт использования информационных технологий. Задачей консультантов может быть разработка, оптимизация, тестирование или модернизация ПО. В связи с развитием интернета, всё более востребованными становятся услуги по улучшению кибербезопасности, разработкам плана сетевого маркетинга и так далее.

Советы по выбору компании

В России есть более 100 консалтинговых компаний с отличной репутацией и наработанной клиентской базой. Чтобы выбрать консультанта правильно, стоит обратить внимание на такие критерии:

Результативность бизнеса

Клиент

  • Готовность предоставить чёткие результаты. Итогом работы фирмы должны стать конкретные улучшения показателей компании, которые можно точно измерить — например, увеличение объёма продаж, уменьшение текучки кадров и так далее. Если она не готова их предоставить, значит, её сотрудники некомпетентны.
  • Знание о проблемах клиента. Хороший консультант укажет на возможные способы решения поставленной задачи ещё на начальных этапах сотрудничества. Это укажет на его заинтересованность и компетентность в деле.
  • Умение задавать вопросы. Опытный специалист будет стремиться активно участвовать в проекте, потому от него стоит ожидать большого количества вопросов и уточнений.
  • Гибкость. Профессионал может подстроиться под клиента и разработать метод решения проблемы с учётом всех условий. Кроме того, он всегда прислушается к возражениям и грамотно разъяснит все детали.
  • Практичность. Опытный специалист по консалтингу способен не только составлять планы и идеи, но и эффективно воплощать их. Консультант должен предпочитать практику теории и быть готов к активным действиям.

Использование услуг консалтинговых компаний может значительно упростить работу руководителей и положительно сказаться на бизнесе.Применение опыта независимых специалистов в разных сферах поможет принять оптимальное решение для любой задачи или проблемы.

Нажимая на кнопку "Комментировать", Вы даете согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.